Petr Didenko (kippie) wrote,
Petr Didenko
kippie

Categories:

Тезисы про катание в горах/целине - на память

Во время поездки в Приэльбрусье я первый раз попал на настоящую, нормальную целину, когда под тобой местами пара метров снега. Сразу же возникло несколько "открытий", которые хочется записать на память. Возможно, будет интересно тем, кто катается на сноуборде и хочет попробовать таки :) съездить в нормальные горы.

1. Падать в снег нестрашно! Он мягкий, он все простит, ничего себе не ушибешь. Соответственно, можно позволять себе больше всяческих экстремальных поступков и наказания за них с большой вероятностью не будет. Конечно, нужно помнить, что там очень часто встречаются места, где сталкиваешься с "нестандартным" для сноупарков градусом уклона склона. Например, лехко можно встретить уклон в 45 градусов. В Степаново были? Там снизу, со стоянки, на креселке поднимаешься сразу на насыпную гору, откуда нужно ехать вниз. А можно взять и развернуться и съехать оттуда назад, к стоянке. Как вам тамошний улон? Там метров 50 надо ехать по горе с уклонов градусов 40-50. В горах это не то чтобы нормально - на трассе такого уклона я не помню, но если ты ездишь не по трассе, то такие горки - практически норма. Если там упадешь, то, конечно, упадешь в снег и не ударишься, но если неудачно попадет рука, нога и прочее - можно вывихнуть. Я уж не говорю о шее... Короче, падать мягко, но нужно все равно делать это осторожно и группироваться. После Чегета шея болела два дня :)

2. В том же Степаново и много где еще ты не успеваешь набрать нормальную скорость, потому что, во-первых, или склон короткий, или, во-вторых, нет постоянного уклона - часто встречаются пологие участки, которые нужно проехать и потом опять будет уклон. В горах, как правило, уклон постоянный - пологих участков, на которых скорость сама по себе перед следующим уклоном теряется, мало или даже практически нет. То есть, уклон постоянный и нужно постоянно контролировать скорость особенно четко.

3. В продолжение п.2 про контроль скорости. Народ привык, что в любой момент можно встать на задний (например) кант и воткнувшись в склон резко затормозить "если что" и даже остановиться - прерятствие впереди, резко изменился незнакомый рельев, увидел валяющиеся посреди склона лыжи и так далее. А в горах - ХРЕН! Нет, конечно можно так поступить, но ты немедленно зароешься так, что будешь потом вылезать из метрового снега ооочень долго. Конечно, как правило есть уклон и можно встать по нему и выехать, но огромных ям, вырытых людьми, таким образом пытавшихся контролировать скорость, я видел ух как дофига. Короче, хочешь нормально ездить, а не вырываться из сугробов раз в минуту по полчаса - нужна техника, знание рельефа и/или гид. Ну и не бояться - снег мягкий :)

4. Про гидов. Я катался не по настоящей целине, когда ты залезаешь куда-нибудь повыше и долго едешь по нетронутым снежным полям, красивым ущельям и прочему прекрасному. Я ездил по целине вдоль трасс. Сразу для себя отметил, что панически боюсь попасть на трассу - я не для того сюда приехал :) Залезал в снег в десятках, до сотен метров от трассы, и там рассекал. Чтобы ездить по-настоящему, нужен гид, который знает маршруты, неожиданности на них, рельеф и так далее. Если в это не врубаться, можно серьезно влететь. Может быть, не убиться, но попасть в такие места, где ездить вам с вашей техникой и навыками будет сложно. Мой пример пусть будет другим наукой - с дуру я залез в одно прекрасное место, которое друзья, как они мне потом рассказали, "любовно" прозвали "слоновьи задницы" - не просто так :) Короче, то что у вас нет головы, еще не значит, что вы ее не потеряете. Take care.

5. "Задняя ногаааа!!!" - эти слова кричат всем, кто встает на сноуборд в сноупарке. Одна из главных ошибок новичков, которые учатся делать первые простые перекантовки - они стоят на задней ноге, а нужно стоять на передней, хоть это и гораздо страшнее - иначе контроля над доской ней. Меня тоже приучили к этому и когда я еду по крутому склону, совершая перекантовку я стою на передней ноге или в центре, но не сзади. В целине обратное правило - нужно чтобы двигаясь по снегу ты стоял на задней ноге, иначе доска "потонет" в снегу и ты или остановишься и зароешься или ... ну как-нибудь упадешь. Это ладно - это просто надо запомнить, и вдальнейшем почувствовать - ты едешь, смотришь на доску, а она под снегом и тут ты врубаешься что надо встать на заднюю ногу и делаешь это и видишь... как нос всплывает - красота :) Не "ладно" вот что..

6. Мне встать на заднюю ногу порой было просто страшновато. А конкретно - на крутом спуске. Я знаю, что не стал бы стоять на задней ноге на скорости и это - инстинкт: я не думаю об этом, я всегда, в зависимости от ситуаци, или в центре или впереди. Но когда ты едешь с достаточно крутой горки по целине, ты не сможешь контролировать скорость и направление движения, тебе будет очень трудно делать перекантовки, если ты будешь стоять в центре. Что вообще показалось практически нереальным, это делать то же самое, если ты стоишь на передней ноге - ты сразу, на скорости, уходишь под снег и летишь кубарем через голову. При этом, лично мне было сначала именно страшновато встать на заднюю ногу на скорости и начать перекантовку/поворот - я привык к другому. Однако, это важно.

7. Не останавливаться!!! Как правило, ты не можешь просто встать и постоять, если снег достаточно мягок и его много - ты зароешься. Стратегия движения и выбора направлений должна быть построена таким образом, чтобы не останавливаться, если это реально не нужно чтобы не зарываться. Нужно предвидеть наличие относильно пологих мест или участков не под горку, а "в гору" (да, так бывает) и проходить их на заранее набранной скорости. Помогают при этом чужие следы, ранее оставленные на снегу - по чужому следу доска будет ехать быстрее, чем по пухляку. Так как я катался как правило недалеко от трассы, я старался в таких местах, если нельзя было найти чей-то след и не было уверенности что доеду до нормального наклона, вылехзать на трассу чтобы разогнаться. Однако, "не останавливаться" - не догма. Нужно - останавливайся, только подумай предварительно, что ты будешь потом делать дальше. Ползти по снегу, зарываясь по пояс - не вариант.

8. Нехватка кислорода в воздухе на серьезной высоте (я был на 4200 метров) - проблема. Ехать на доске еще более-менее нормально, но если ты идешь, особенно по глубокому рыхлому снегу, буквально через несколько шагов почувствуется одышка. Чем дальше - тем больше. Конечно, разным людям свойственно по-разному переносить высоту, но одышка, насколько я знаю, присутствует у всех - просто дышать нечем. Это должно стимулировать к тому, чтобы планировать движение правильно - не зарываться в снег, не ходить в горку, в проезжать ее и так далее. На самом деле, конечно, все это не очень серьезные проблемы, но лучше когда их нет. Представьте, что вы очень быстро пробежали пару километров, а потом на вас мгновенно надели сноубордический экип, доску и бросили глубоко в снег - вырывайтесь.

9. Маска. Надо защищать глаза от света и горного ультрафиолета. Солнечные лучи в горах многократно отражаются от снега и вообще там очень ярко - без маски смотреть на снег практически нереально. Все это не шутки - не нужно соваться в горы без маски. То, что в глаза летит снег и на скорости это мешает, а также то, что на скорости глаза просто от природы у всех слезятся - это понятно. Проблема в том, что иногда просто больно глаза открыть, настолько яркий снег. Нужна маска, нужна маска, маска нужна.

Еще я совершил несколько ошибок, о которых меня много-много раз предупреждали. Я знаю, почему я поступил так, не подготовившись заранее - дурак был. А меж тем, было неприятно.

1. Солнце в горах жестокое. Прячьте лицо и мажьте его специальным кремом, защищающим от ультрафиолета или будете через полдня похожи на индейца - морда будет абсолютно красная, а потом начнет "облезать". Насладился по-полной. Был как индеец - натурально :-)

2. Одежда. Говорили мне - никакой х/б или шерстяной одежды! Флиску и вперед! Забыл. Зря, по Чегету ездил как чайник. Главное, в остальном все было хорошо - куртка из мембранной ткани замечательно отводит тепло наружу, но все равно - свитер это просто убийственно.

3. "Намордник". Забыл купить. Было неприятно - холодный горный ветер в лицо это что-то. Главное, половина лица закрыта маской, другая почти закрыта кашюшоном - выглядит это так, но нос все равно открыт. Этого было достаточно, кстати, чтобы отморозить его еще в Банном, но выводов почему-то не сделал - намордник не купил.

На самом деле, нужно еще много чего. Техника катания, лопата, всякие биперы, рации, датчики и прочее. Но главное - голова. Это значит, что не нужно игнорировать чужой опыт.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments