Petr Didenko (kippie) wrote,
Petr Didenko
kippie

"Ведомости" про курорты

Мартовская, довольно правильная статья из "Ведомостей" про горнолыжные курорты.

Доходное место: Девелоперы покоряют горы

Марина Ховратович
Ведомости

20.03.2006, №47 (1574)

Строительство иэксплуатация горнолыжных курортов — высокоразвитый в Европе бизнес.Зима и весна — сезон наиболее активного спроса на горнолыжные курорты,к которому их владельцы готовятся заранее. Зимний отдых в горахобходится любителям недешево как в России, так и за рубежом, хотяевропейские курорты по многим параметрам превосходят российские.

Для горнолыжников и сноубордистов со стажем московские иподмосковные склоны — скорее горки для разминки перед путешествием вбольшие горы. А в больших горах совсем иные стандарты формирования кактуристической инфраструктуры, так и цен. Так, например, на гору высотой2000-3000 м туристов доставляют уже не бугельные подъемники, а канатнаядорога с вагонетками, вмещающими от 20 до 200 человек.

На территории РФ современных горнолыжных баз не так много, как моглобы быть, утверждают эксперты. В России данный вид туризма идевелоперского бизнеса развивается медленно.

Подмосковье смотрит на Европу

Самые цивилизованные спортивные курорты Подмосковья находятся насевере области, именно здесь есть подходящие для катания на горныхлыжах склоны. Известностью пользуются спортивные парки “Волен”,“Яхрома”, “Сорочаны”, “Шуколово”, “Степаново”, “Парамоново”, “Сказка”.Открыты они, как правило, ежедневно, подъемники (канатная дорога,ведущая вверх, на гору) там работают до полуночи, а то и дольше, чтобыуспеть принять как можно больше посетителей. По качеству трасс и вцелом по обслуживанию эти парки приближаются к европейским стандартам,говорит частый посетитель таких парков и инструктор по горным лыжамсоюза инструкторов Snowpro Тимур Дегурко.

Курорт “Сорочаны” расположен рядом с деревней Курово, в Дмитровскомрайоне, в 36 км от МКАД. Управляет “Сорочанами” Лига деятелей культурыи спорта. Начало созданию этой базы положил известный горнолыжник,теннисист, музыкант и бизнесмен Леонид Сорочан. Он затеял этот проект в75 лет, примерно за два года до своей трагической гибели вавтокатастрофе.

“Сорочаны” не назовешь дешевым курортом: стоимость ски-пасса —магнитной карточки, которая позволяет пройти через турникет на любойподъемник в парке, — на один час составляет 180 руб. Стоимостьтрехчасовой карты — 300 руб. Прокат комплекта горных лыж самой высокойкатегории А стоит 300 руб. в час. Как принято на таких курортах, взалог на время проката оборудования надо оставлять либо деньги(9000-26 000 руб. в зависимости от категории лыж), либо водительскоеудостоверение или свидетельство о регистрации своего транспортногосредства. Занятие с инструктором стоит 700 руб. в час по будням и900 руб. в выходные. На территории “Сорочан” 10 больших склонов. Срединих есть трассы длинные (до 850 м) и короткие, почти пологие — дляновичков — и с переменным рельефом, подходящим для горнолыжников сосредним уровнем подготовки. Есть и крутые склоны для асов.

Другой загородный курорт, “Яхрома”, построен и управляется Группойкомпаний “Конкор”. “В течение трех лет "Конкор" вложила в парк$35 млн, — рассказала коммерческий директор "Яхромы" НатальяСилинская. — И большую часть из этих денег — в инфраструктуру, котораяявляется основной частью проекта и основным источником доходов каждогоспортивного курорта”. Мастер-план парка “Яхрома” разрабатывалифранцузские архитекторы. Парк расположен на холмах Клинско-Дмитровскойгряды, в 30 минутах езды от столицы, на площади 350 га. Здесь10 освещенных трасс длиной от 230 до 600 м, оборудованных пятьюподъемниками. Проживание в коттеджах, что на территории парка, стоит5940 руб. в будни и 8580 руб. в выходные дни в двухместном стандартномномере в сутки.

Большинство подмосковных курортов — всесезонные. И это вполнеоправданно для инвестора и владельца, который должен получатьпостоянный доход от своего бизнеса, считает Наталья Силинская. Зима назиму не приходится, в один сезон катающихся больше, в другой — меньше,а в будние дни подмосковные склоны не заполняются на 100%. По словамСилинской, содержание подмосковного курорта такого уровня, как“Яхрома”, “Волен” или “Сорочаны”, в зимнее время обходится владельцу всреднем в $250 000 в месяц. Доходы же раза в 3-4 превышают расходы.

В лыжном парке “Волен” тоже можно остановиться на несколько дней. Оннаходится в 46 км от МКАД по Дмитровскому шоссе. В “Волене” естьгостиница на 60 номеров. При гостинице — ресторан, бильярд-бар,спортивный магазин, камеры хранения, автостоянки. На территории паркапостроены коттеджи в стиле финских и русских домиков. Стоимостьдвухместного домика или номера в гостинице варьируется от 3000 руб. до12 000 руб. в сутки в зависимости от категории номеров. В парке13 трасс для горнолыжников и сноубордистов, самая длинная из них —450 м. Ски-пасс на 10 поездок стоит около 150 руб. в будни и 400 руб. ввыходные. Прокат самых дорогих лыж оценивается в “Волене” по такойсхеме: 350 руб. в первые два часа катания, 400 руб. за первые три часаи по 100 руб. за каждый следующий час, более чем за пять часов катанияможно сразу заплатить 600 руб. Залог за прокат оборудования составляет15 000-20 000 руб. Услуги инструктора — 600-750 руб. за часиндивидуальных занятий.

В столице тоже есть некоторый выбор горнолыжных трасс. Наиболеепопулярные склоны — на горе Узкое в Ясеневе, в спортивном клубе “Кант”(ст. м. “Нагорная”). А также спуски на Воробьевых Горах, рядом сМосковским университетом. Встречаются также небольшие импровизированныесклоны, созданные на общественных началах и непонятно у кого на балансенаходящиеся — то ли у районной управы, то ли у какого-либо предприятия.

Один из примеров — горка недалеко от ст. м. “Орехово” на юге Москвы.На ней несколько трасс длиною примерно 150-200 м с перепадами высот35-40 м (для горнолыжников и сноубордистов это значит умеренно-крутые).Открыта она только в субботу — воскресенье и по праздникам. В остальныедни бесполезно простаивает. Подъемники здесь еще советского образца.Сами трассы неухоженные. Попади такая горка в хорошие, опытные руки(аренда такого склона могла бы стоить 100 000 руб. в месяц, не больше,по словам опытных горнолыжников и инструкторов), она могла бы статьотличным местом для тренировок.

Деньги — в курорты

Как считает Сергей Прокофьев, генеральный директор компании “КраснаяПоляна” (строит новую горнолыжную базу “Карусель” в Красной Поляне),создание и содержание горнолыжных курортов — доходный бизнес. Но этоодновременно и сложный бизнес. Еще много юридических неясностей вроссийском законодательстве, и сложно прогнозировать затраты инвесторапри строительстве курорта, так как горы — это сплошь и рядомнепредвиденные обстоятельства.

Менеджер по связям с общественностью Группы компаний “Юмако” РоманНакашидзе считает, что одним из определяющих факторов создания курортав том или ином регионе является позиция муниципальных властей поотношению к этому виду туризма.

Как правило, основные инвестиции в проект горнолыжного курорта, егоинфраструктуру вкладывают крупные компании такого, например, уровня,как “Интеррос” или “Газпром”. Сама “Юмако” строит в Красной Полянекомплекс апартаментов “Катерина Клуб”. “Мы строим отели и продаем их,оставаясь управляющей компанией, — комментирует Накашидзе. — Наполученные средства строим новые проекты. И это довольнораспространенная схема”.

Наталья Силинская говорит, что доход горнолыжным комплексам приносятне столько сами трассы для катания, сколько инфраструктура — те самыекафе, отели, клубы. Конечно, при правильном менеджменте. Общепитотдельно обеспечивает около 25% всех доходов, которые приносит курорт.

Само же оборудование для трасс стоит дорого. Если курорт претендуетна статус современного, то предполагается, что трассы на нем ухоженные,и это тоже стоит денег. Сергей Прокофьев говорит, что окупаемостьевропейского дорогого подъемника составляет 11-13 лет. Купить жекресельный подъемник можно не меньше чем за $2 млн. 20% от этой суммызаймет подведение к трассе электричества. Гондольный подъемник ещедороже — около $7 млн, а “маятник” (две кабины, одновременноперевозящие пассажиров каждая на своем тросе, одна едет на гору, другаявниз, кабины вмещают от 80 до 240 человек) — около $20 млн.

2000 м над уровнем моря

На Красной Поляне запроектировано несколько новых горнолыжныхкомплексов, рассказывает Сергей Прокофьев. У строящейся базы “Лаура” —коттеджного поселка и комплекса канатных дорог — владелец “Газпром”.Хозяин проекта “Роза Хутор” — “Интеррос”. Как сообщил “Интерфакс”,холдинг в течение 10 лет собирается вложить около $140 млн в курорт“Роза Хутор” в Краснодарском крае на участке площадью 429 га. В этомместе появятся 15 подъемников, общая протяженность трасс составит около55 км.

Есть также одна трасса у организации “Альпика-Сервис”, принимающаяздесь туристов уже не один десяток лет. “Наш новый строящийся комплекс"Карусель" расположится на площади 1920 га”, — говорит Прокофьев. Всегов комплексе “Карусель” будет 70 км трасс. Общий объем инвестиций впроект составит 350 млн евро. А окупаемость курорта такого уровняоценивается в пять лет. Мечта создателей новой “Красной Поляны” —провести подъемник-“маятник”, один из самых дорогостоящих в своемразряде, на вершину горы Черная Пирамида (2375 м) — самую высокую точкув системе хребта Аибга.

Как рассказывает Роман Накашидзе, развитие горнолыжных курортовперспективно и выгодно в таких регионах, как Краснодарский край.Во-первых, уникально расположение самого субрегиона Сочи — горы в часеезды от теплого моря. Во-вторых, местная администрация разработала иподписала единую концепцию развития Сочи как горноклиматическогокурорта до 2014 г., в том числе с расчетом на проведение здесь вбудущем Олимпиады. Туризм — одна из основных статей доходаКраснодарского края после сельского хозяйства.

У подножья Эльбруса

Если окрестности Сочи — экономически успешная зона горнолыжногоКавказа, то Приэльбрусье — скорее заброшенный район, несмотря на всекрасоты природы. Склоны древнейшей горы-вулкана Эльбрус, ледника Азау игоры Чегет, расположенных в Баксанской долине, наверное, самыеживописные на Кавказе. Эльбрус считается высочайшей точкой в Европе —5642 м над уровнем моря. Здесь можно было бы создать курорт не хужефранцузского Шамони или “Трех долин”. Но, увы, инфраструктура курортане развивается. Хотя, конечно, находятся отдельные компании и люди,которые то частный отель откроют, то новую канатную дорогу проведут.

Причины медленного развития Приэльбрусья каждый из наблюдателейобъясняет по-своему. Сергей Прокофьев считает, что виной всемуполитическая нестабильность региона — Кабардино-Балкарии, встревоженнойвойнами последних лет. Наталья Силинская уверена, что все решаетчеловеческий фактор: не появился еще в этих краях свой инвестор,который влюбился бы именно в это место и захотел бы развивать его.Другие эксперты уверяют, что все зависит от мировоззрения местногонаселения. Говорят, кабардинцы и балкарцы не видят или не хотят видетьв развитии туризма доходный бизнес. Человек, поднимающийся в гору

и спускающийся с нее несколько раз подряд, выглядит в их глазах смешно и нелепо.

Отправная точка канатной дороги на Эльбрусе — станция “Азау” навысоте 2450 м. Следующая остановка — станция “Кругозор”, 3000 м. Ещевыше — станция “Мир”, 3500 м, здесь канатная дорога заканчивается. Накресельном подъемнике и на ратраке можно добраться на высоту 4000 м, досамых маковок Эльбруса, прямо до “Приюта одиннадцати” — место на гореназвано так в честь первой группы исследователей, дошедших до этойвысоты в начале XX в.

В ближайшем городке Терсколе в частном секторе хозяева берут100-300 руб. в сутки за комнату. Можно поселиться и прямо в стилобатнойчасти самой станции “Азау”, где оборудованы комнаты с душем и горячейводой. Здесь же, рядом с канаткой, построен небольшой отель “Вершина”(стоимость номеров — от 1000 руб. до 2000 руб.).

Владельцы основной части отелей, кафе и т. д. на Эльбрусе — местныежители. Одним из таких коммерсантов называют балкарца Диму — директораи создателя здешней канатной дороги. Он построил отель под названием“Хижина” между станциями “Азау” и “Кругозор”, подальше от многолюднойполяны, зато поближе к природе. Получился европейский частный отель(только туалет и душ на этаже) с уютной гостиной и камином. Неделяпребывания в этом домике в сезоне-2005 обходилась одному туристу в4000 руб. Есть она местная особенность: когда канатная дорогазакрывается, а она заканчивает работу в 6-7 часов вечера, до “Хижины”приходится либо спускаться с верхних станций на лыжах, либо подниматься1,5 км в гору со своими лыжами на плече от станции “Азау”.

Вокруг “Азау” и на других станциях расположились самодельные кафе,где можно поесть жирных лепешек с начинкой, называемых хычанами, ивыпить чая из горных трав. Кухня здесь — местная достопримечательность,и недорогая: в среднем от 40 руб. до 100 руб. за то или иное блюдо.Часто в этих кафе можно встретить туристов — немцев, итальянцев,французов, которые на Кавказе нередкие гости. Но основной контингент вэтих местах все же русские туристы.

Такие разные горы

Традиционные российские зимние курорты — Урал, Кавказская горнаясистема, Алтай, горы Камчатки. Но инструктор Тимур Дегурко считает, чтов России сейчас гораздо меньше современных горнолыжных курортов, чемдолжно и могло бы быть. Например, город Кировск, расположенный вХибинах, где находятся известные склоны Айкуайвенчорр и Кукисвумчорр,совершенно не ориентирован на туризм. Это скорее рабочий и промышленныйгород. Вечером там скудный выбор развлечений. Сами склоны в горахоборудованы по большей части техникой еще советских времен (там самыйстарый кресельный подъемник в России, а может, и в мире).

Наиболее цивилизованные из российских курортов находятся на Урале,например Абзаково-Банное, Завьялиха. А также в Кемеровской области(Шерешеш) и в кавказской Красной Поляне, рядом с Сочи.

Завсегдатаями горных курортов подмечено: катание в России обходитсяпочти в такие же суммы, что и в Европе. Конечно, существуют особеннодорогие европейские курорты, куда меньше чем с 3000 евро лучше непоказываться. Но есть также средние по стоимости — примерно1000-1500 евро в неделю можно обойтись. Примерно такую же сумму можнопотратить и в сочинской Красной Поляне, и в горных городках Альп,говорят те, кто побывал на обоих курортах. Даже в Приэльбрусье общийбюджет недельного отдыха в среднем составляет 20 000 руб. — это легкоподсчитать, зайдя на любой туристический сайт.

Ломящиеся от сервиса городки Европы, например сияющие от неоновыхвывесок улочки альпийского городка-курорта Ле-Дез-Альп, которыйназывают Лас-Вегасом в Альпах, составляют разительный контраст сбольшинством российских курортов, которые мало-мальски развитойинфраструктурой похвастаться не могут.

Любовь русских завоевали такие места, как Куршевель, Валь-Торанс,Мерибель, Шамони во французских Альпах, делится мнением инструктор погорным лыжам Татьяна Тихоненко из Snowpro. Не менее популярны испанскиеПиренеи. А как более дешевый вариант — горы Австрии, Болгарии, Чехии,Турции.

Советы бывалых

Альпы, например, в Церматте, по словам Тимура Дегурко, — один изсамых высокогорных европейских регионов, там благодаря нетающимледникам всегда есть снег и лучше всего подготовлены трассы. Хотякурорт недешевый: общий бюджет поездки на неделю на одного человекасоставляет как минимум 1000 евро.

Управляющий партнер коммуникационной группы “Модус” Мария Шагуринаувлекается сноубордом. На любом горном курорте для нее важны качествотрассы, комфортные гостиницы, фитнес, СПА и, конечно, важна стоимостьотдыха в целом. В австрийском Бадгастайне под Зальцбургом, по еесловам, неделя пребывания обходится примерно в 2000 евро на человека.Прокат сноуборда на пять дней стоит там 100 евро, подъемник — 40 еврона два часа. Более дорогой курорт в Австрии — Ишголь, здесь неделяможет обойтись в 5000 евро.

Региональный директор по маркетингу и связям с общественностьюColliers International Екатерина Кутумова катается на горных лыжахтретий сезон. “На курорте Банско в Болгарии стоимость недельной поездкина человека составляет $1100 с перелетом "Аэрофлотом", трансфером(220 км) и размещением в 4-звездочной гостинице Bansko, — рассказываетона. — В целом о курорте впечатление благоприятное — хороший сервис,интересное катание (трассы в основном проложены в лесу, хорошоподготовлены). Стоимость ски-пасса на неделю составляет $150. Стоимостьпроката пары лыж на неделю — $130. Однако можно взять оборудованиенапрокат в небольших горнолыжных школах, что обойдется в два разадешевле. Занятие с инструктором стоит $35-45. Есть свои минусы, ккоторым можно отнести, например, недостаток развлечений”.

Курорт Улудаг в Турции, по словам Екатерины Кутумовой, можетобойтись за неделю с перелетом “Аэрофлотом” до Стамбула в $900, включая5-звездочный отель. Отдельно перелет стоит около $300, трансфер (арендамашины и паром через пролив Босфор) — $150, гостиница — $450.Горнолыжный отдых в Турции получается вполне экономным, так как здесьдействует система “все включено”. Стоимость ски-пасса входит встоимость проживания в отеле. Но горнолыжное оборудование на этомкурорте старое, само катание не слишком интересное — всего два большихсклона. Общих для всего курорта подъемников нет, каждая канатная дорогаили любой объект инфраструктуры принадлежит тому или иному отелю. Надругих имеющихся в округе склонах можно кататься уже за отдельнуюплату — и немалую. Стоимость одного подъема — $5-15 в зависимости оттипа склона. Прокат лыж в отеле стоит $200 на неделю. Услугиинструктора стоят около $50. Aprеs ski — развлечения — еще хуже, чем вБолгарии, т. е. отсутствуют как класс.

Менеджер по связям с общественностью компании Noble Gibbons вассоциации с CB Richard Ellis Елена Зискинд тоже увлекается горнымилыжами. По ее словам, известные “Три долины” объединяют три крупныезоны для катания — Мерибель, Куршевель и Валь-Торанс. Ски-пасс на11 дней стоит примерно 360 евро на одного человека, он действует вовсех трех долинах. Двухчасовое занятие с инструктором — 60 евро.Варианты проживания есть разные: за стандартный номер в 3-звездочномотеле, которых здесь большинство, один турист платит 200-400 евро, вотелях также есть хранилище для лыж, сауна, бассейн, подземные гаражи,за пользование которыми иногда берется дополнительная плата.Распространена сдача в аренду апартаментов (несколько спален, кухня,гостиная с камином), обычно за 2000-4000 евро в неделю в зависимости отих уровня. Из развлечений есть каток, боулинг-клубы, бары, дискотеки,картинг.

Закат Монблана

Альпийские курорты, которые так любят посещать все европейцы,раскинулись на сотни километров вокруг главной альпийской вершины —горы Монблан (4807 м). Горы простираются по территории несколькихевропейских государств — Словении, Австрии, Швейцарии, Италии, Франции.По данным журнала National Geographic, население Альп, если собратьвместе все городки и поселки, составляет около 14 млн человек.Горнолыжных курортов здесь около 600. Доход от туризма ежегодноприносит одной только Швейцарии около $10 млрд. Горнолыжные городки вАльпах возникали, как правило, на местах деревушек и получали такие женазвания: Шамони, Мерибель, Тироль, Сестриере, Церматт, Санкт-Мориц.

Однако из-за бурного освоения человеком в настоящее время Альпы ужене похожи на идиллическую картину, на которой заснеженные горы высятсянад нетронутыми малонаселенными долинами. По прогнозам ученых,многолетнее вторжение в природу этой горной системы вкупе с глобальнымпотеплением уже вызвало таяние главных альпийских ледников. Как пишетNational Geographic, исчезновение ледников приведет и к изменениюэкосистемы региона, и к переменам в его экономике, которая уженемыслима без туризма. За последние 100 лет Альпы утратили ровнополовину своих ледников. А к 2050 г. ученые прогнозируют закрытие50% ныне существующих горнолыжных баз. В первую очередь проиграют тепредприниматели, что построили свои курорты на высоте ниже 1600 м.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments